Антиалкогольная кампания М.С. Горбачева и её последствия
Очередной «сухой закон» в России планировали вводить еще в начале 80-х годов. Но антиалкогольная кампания откладывалась из-за череды восхождений на престол и скоропостижных кончин руководителей Страны Советов. Главными инициаторами табу стали М.С. Соломенцев и Е.К. Лигачев. Они также как и Ю.В. Андропов были уверены в том, что причинами экономического застоя является растущий массовый алкоголизм народа. Именно в пьянстве руководители высшего эшелона власти углядели всеобщее падение нравственных, моральных ценностей и халатность в работе.
Антиалкогольная кампания 1985 года была инициирована Михаилом Сергеевичем Горбачевым.
К тому времени потребление алкоголя в СССР достигло угражающих масштабов (10.5 литров на человека в год, не считая подпольного производства самогона).
Для борьбы с пьянством были предложены следующие меры:
1. Сокращение количества магазинов, продающих алкоголь.
2. Продажа алкгогля осуществлялась только с 14-00 до 19-00.
3. Повышение цен на водку в 2-3 раза (самая дешевая водка стоила 9.4 рубля).
4. Полный запрет на реализацию водочных изделий во всех предприятиях общественного питания, за исключением ресторанов.
5. Запрет на распитие алкогольных напитков в общественных местах (парках, скверах, поездах).
6. Недопущение торговли спиртными напитками вблизи учебных заведений всех типов, больниц, здравниц, промышленных объектов и мест отдыха.
7. Борьба с распитием спиртного на работе, банкетах, свадьбах и т.п.
8. Запрет на рекламу вино-водочных изделий. Это коснулось также телевидения, радио, театра и кино.
9. Пропаганда здорового образа жизни.
Это стало началом «сухого закона» М.С. Горбачева, который имел поистине гигантские масштабы. Ради борьбы с всеобщим народным пьянством государство даже резко снизило собственные доходы от реализации алкогольсодержащих напитков.
Правительство планировало постепенное сокращение выпуска алкогольсодержащих напитков, а в 1988 прекратить полностью производство вин. Руководящим членам коммунистической партии и начальникам предприятий строго запрещалось употреблять спиртное вплоть до исключения их из Компартии.
В кампанию были вовлечены профсоюзные органы, образовательные учреждения, общественные организации и пр. В целом кампания имела, как положительные, так и отрицательные последствия.
Реализация заявленных мер привела к увеличению ожидаемой продолжительности жизни (на 2,6 года у мужчин), снижению смертности (на 189 тысяч человек в год), росту рождаемости (на 10%), снижению уровня преступности и несчастных случаев на производстве, автомобильных аварий, связанных с пьянством. Повысилась трудовая дисциплина, резко сократились прогулы. Возросло благосостояние людей. В то время банки констатировали резкое увеличение денежных вкладов населения (на 40 миллионов рублей больше, чем за предыдущий период).
К отрицательным последствиям следует отнести массовую вырубку виноградников в России, на Украине, в Молдавии и др. (только в Молдавии было уничтожено 80 тысяч гектаров виноградников из 210 тысяч). Безвозвратную утерю уникальных винных сортов винограда, забвение старинных традиций производства эксклюзивных коллекционных вин. Выросло подпольное производство алкоголя, теневая экономика и коррупция в целом. Возник новый класс алкоголиков - люди, страдающие токсикоманией. Потеряв привычную дозу алкоголя, зависимое от него население переключилось на другой кайф. В основном нюхали химические реагенты. По подтвержденным медицинским данным, страдающие от токсикомании люди, деградируют гораздо быстрее, чем алкоголики. Возросло количество случаев отравления суррогатами алкоголя со смертельным исходом.
Увеличился дефицит сахара из-за разрастающегося самогоноварения. Были введены талоны на сахар. Но народ быстро перешел на аптечные настойки, антифризы, духи и одеколоны.
Из-за закрытия многочисленных предприятий, выпускавших ликероводочную продукцию, огромное количество людей потеряло работу. Возрос уровень контрабандного потребления спиртного.
Стала бурно развиваться организованная преступность.
С пьянством в то время боролись нещадно и азартно. Распространялись в огромном количестве брошюры и листовки о вреде алкоголя, из кинофильмов вырезались сцены потребления спиртного. А народ потихоньку деградировал.
Резко упали доходы бюджета. С 60 миллиардов рублей дохода от пищевой промышленности в 1985 году поступления в бюджет уменьшились до 38 миллиардов рублей в 1986 году и 25 миллиардов рублей в 1987 году. На фоне снижения цен на нефть и роста общих экономических проблем это привело к страшному дефициту бюджета.
У Горбачевской антиалкогольной кампании было много противников. После проведенных полномасштабных исследований специалисты привели массу доводов, которые поставили под сомнение все положительные стороны «сухого закона». Звучат они следующим образом:
◙ Статистические данные не отражают реального положения дел («Горбачевский» указ вызвал в стране искусственный дефицит алкоголя. Народ сумел его восполнить путем самогоноварения, которое производилось в каждой третьей семье. Количественные данные о произведенном самогоне не входили в статистические данные);
◙ Увеличение рождаемости не было связано на самом деле с «сухим законом» (Фактически к повышению количества рожениц привела вера в ближайшее будущее, в новую жизнь, которую обещала перестройка. У людей в то время просто был эмоциональный подъем и уверенность в том, что жизнь вот-вот улучшится);
◙ Статистика приводит не все цифры (Говоря об уменьшении количества алкоголиков, статистика ничего не говорит о токсикоманах, число которых резко увеличилось. Многие плавно перебрались от дифицитного спитрного к более доступным и гораздо опасным препаратам);
◙ Уменьшение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (это показатель действительно снизился, но возрос другой - смерть от использования токсических веществ, наркотиков).
Большинство протвников антиалкогольной кампании говорили, что Горбачев отучил людей не от пьянства, а от употребления хорошего и качественного спиртного, пересадив всю страну на суррогат и токикоманию.
Анекдоты тех времен
Сталин и соратники стоят на трибуне Мавзолея, принимают парад.Холодно. Сталин распорядился принести бутылку коньяка. Прибегают пионеры с цветами, и один говорит:
-Пить вредно, товарищ Сталин!
-Ты кто такой?
-Это Миша Горбачев из третьего «А», -объясняет пионерка.
-Ладно тебе, Рая-смущается пионер.
***
- Телеграмма из Сибири в ЦК. «Срочно пришлите водку. Народ протрезвел и спрашивает, куда дели царя-батюшку?...»
-Боец Сухов идет по пустыне и видит: Егор Лигачев и Михаил Горбачев по уши закопаны в песок с засохшими губами просят:
-Пить….
-Сухов смотрит на часы:
-Вот беда -только после двух часов!
Рост недовольства программой и экономический кризис в СССР привели к ее сворачиванию.
СССР в то время прочно сидел на импортозамещении, из-за неуклонного падения курса нефти золотой запас государства буквально испарялся на глазах. Поэтому в 1988-1989 годах противники антиалкогольной кампании под руководством Н.И. Рыжкова смогли «надавить» на Горбачева, и вскоре страна вновь заполнилась спиртными напитками.
В начале 90-х потребление алкоголя в России на душу насления превысило уровень 1984 года и 1994 году составило 11.4 литра.
По материалам http://cgon.rospotrebnadzor.ru/
Возврат к списку
Раздел не найден.
По всем вопросам:
Отдел государственной службы и кадров Управления, тел. 8 (498) 684-48-15,...
Уважаемые потребители!
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты Федерального бюджетного учрежд...
Уважаемые посетители!
В связи с окончанием календарного года, испытательный...
Стартовал Всероссийский экологический диктант - ежегодный проект повышения уровня экологической ...
С 14 по 15 ноября 2024 г. в оздоровительном комплексе «Лужки» в г.о. Серпухове Московской области...
Информируем Вас, что Консультационный центр и ...
С 11 ноября 2024 года в субъектах Российской Федерации стартовала...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...
С 9 по 12 сентября 2024 года состоялась Спартакиада, посвященная Дню федерального государственного...
16 сентября стартует федеральная образовательная акция «Диктант здоровья» и продлится он до 21 сентября....
Роспотребнадзором установлены все 9 хозяйствующих субъектов, осуществлявших производство и ...
14 июня 2024 года в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» состоялось торжественное...
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" поздравляет Вас с Днём России!
Желаем...