Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил потребителям многоквартирного дома нюансы оплаты дополнительных услуг, включенных в квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Суть спора. Гражданка Е. Г. на протяжении нескольких лет, не видя в платежном документе наименования услуги «кабельное телевидение», оплачивала услуги кабельного телевидения, включенные в квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг. При этом отдельного договора об оказании услуг связи для кабельного телевизионного вещания с потребителем не заключалось. Требования граждански Е.Г., заявленные в судебном порядке, о возврате денежных средств, внесенных в оплату услуг, остались без удовлетворения. Суды, рассматривавшие гражданское дело, отметили, что начисления за кабельное телевидение производились на основании публичного договора об оказании услуг связи, который должен считаться заключенным с момента внесения первого платежа, кроме этого потребитель не проявляла должной степени осмотрительности, не удостоверилась, какие услуги оплачивает, а также у потребителя имелась возможность пользоваться предоставленными услугами, поскольку оператор связи обеспечил доступ абонентов к сети кабельного вещания.
Позиция Роспотребнадзора. Потребители (собственники жилых помещений в многоквартирном доме), в частности относящиеся к социально уязвимой категории граждан (пенсионеры, маломобильные группы населения и т.п.), зачастую производя оплату по представленному исполнителем платежному документу, добросовестно заблуждаются относительно оплаты исключительно жилищно-коммунальных услуг.
Техническая возможность выбора оплаты потребителем конкретных услуг (только жилищных или коммунальных, или дополнительных), а также выбор исполнителей таких услуг, как правило, отсутствует, что свидетельствует о заключении договора об оказании дополнительных услуг с пороком воли.
Используемый в рассматриваемом случае способ заключения договора об оказании услуг (путем указания в платежном документе дополнительной строки), не обеспечивает соблюдение обязательных требований, касающихся порядка и объема доведения до сведения потребителя информации об оказываемой услуге и ее исполнителе.
Основные выводы Конституционного Суда Российской Федерации, рассмотревшего указанное дело.
Жилищное законодательство не препятствует включению платы за дополнительные услуги в платежные документы. При этом, однако, необходимо заручиться согласием потенциального потребителя услуги на ее получение как минимум на условиях, которые указаны в законе или в иных правовых актах в качестве существенных. В случае же отсутствия соответствующего волеизъявления осуществление в одностороннем порядке действий, направленных на предоставление дополнительной услуги, а также последующее включение платы за нее в платежные документы, традиционно и привычно для потребителя предназначенные для оплаты иных услуг, может расцениваться как навязывание услуги потребителю, несанкционированное вторжение в его имущественную сферу и нарушение автономии его воли.
Потребителю должна быть предоставлена организационно-техническая возможность внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги отдельно от оплаты дополнительных услуг. Если такие условия не созданы, потребитель вправе самостоятельно уменьшить стоимость платежа на сумму дополнительной услуги.
В случае включения в одностороннем порядке в отсутствие на то волеизъявления потребителя в платежный документ наименования и стоимости дополнительной услуги, не относящейся к плате за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирном доме, без указания в таком документе альтернативно итоговой суммы с платой за дополнительные услуги и без таковой с пояснением, чем обусловлена эта разница, оплата такого платежного документа - при недоказанности надлежащей информированности плательщика о том, что фактом внесения оплаты он выражает согласие с существенными условиями договора, который ему предлагается заключить, или того, что он фактически пользовался этой услугой, - не считается акцептом, а договор об оказании соответствующих услуг не является заключенным.
Указанные выводы суда не только разрешили отдельные спорные вопросы, возникающие при оказании дополнительных услуг за плату, но и будут в дальнейшем способствовать действенной реализации потребителями своих прав в случаях их нарушения.
Возврат к списку
Раздел не найден.
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты Федерального бюджетного учрежд...
Уважаемые посетители!
В связи с окончанием календарного года, испытательный...
Стартовал Всероссийский экологический диктант - ежегодный проект повышения уровня экологической ...
Уважаемые потребители!
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...
С 14 по 15 ноября 2024 г. в оздоровительном комплексе «Лужки» в г.о. Серпухове Московской области...
Информируем Вас, что Консультационный центр и ...
С 11 ноября 2024 года в субъектах Российской Федерации стартовала...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...
С 9 по 12 сентября 2024 года состоялась Спартакиада, посвященная Дню федерального государственного...
16 сентября стартует федеральная образовательная акция «Диктант здоровья» и продлится он до 21 сентября....
Роспотребнадзором установлены все 9 хозяйствующих субъектов, осуществлявших производство и ...
14 июня 2024 года в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» состоялось торжественное...
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" поздравляет Вас с Днём России!
Желаем...
Уважаемые жители Подмосковья!
Информируем Вас, что Консультационный центр...
С Днем Победы! Вечная слава героям! Вечная слава!
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...