ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» публикует ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы, поступающие на «горячую линию»
1. ВОПРОС: Несколько месяцев назад в квартире были установлены индивидуальные приборы учета воды и своевременно передаются сведения о показаниях в управляющую компанию. Законно ли требование о доступе в квартиру для проверки достоверности передаваемых мною данных со стороны исполнителя услуги?
ОТВЕТ: В соответствии с подпунктом «ж» пункта 34 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» у исполнителя услуги есть право доступа в квартиру для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем сведений. Потребитель обязан допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение, однако, это должно осуществляться в заранее согласованное время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев.
2. ВОПРОС: Вчера я заключила договор на проведение ультразвукового исследования органов брюшной полости и заплатила 800 рублей. По окончании исследования меня попросили доплатить в кассу еще 200 рублей, поскольку врач дополнительно сделал УЗИ почек (хотя в договоре это было не прописано и мне не требовалось). Должна ли я был заплатить в данной ситуации?
ОТВЕТ: В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, в данной ситуации у вас отсутствует обязанность оплачивать дополнительно проведенное исследование, на которое вы не давали согласия.
3. Имеет ли право образовательная организация привлекать денежные средства родителей (законных представителей) обучающихся на приобретение учебников и учебных пособий?
ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 28 Федерального закона
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ.
Обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями в соответствии с указанным выше списком относится к компетенции общеобразовательной организации.
На основании статьи 35 Федерального закона об образовании обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на приобретение учебников, учебных пособий, средств обучения, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Таким образом, действующим законодательством в сфере образования привлечение денежных средств родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на учебники и учебные пособия не предусмотрено.
4. ВОПРОС: Я обратилась в суд с требованием о возврате денежных средств за некачественно оказанные услуги мобильной связи. Судья не принял у меня исковое заявление, ссылаясь на то, что я не соблюла досудебный порядок урегулирования спора. Правомерны ли действия судьи?
ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 4 статьи 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию. Несоблюдение этого правила в соответствии со статьей 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для возвращения искового заявления.
5.ВОПРОС: О предъявлении претензий в сфере оказания туристских услуг
Каким образом предъявляются претензии на плохо организованную поездку? Например, отель не соответствует заявленной категории, или вообще заменен, нет обещанного балкона и т.п.?
ОТВЕТ: В Законе РФ "О защите прав потребителей" и ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" прямо предусмотрен порядок защиты прав потребителей в случае оказания им услуг ненадлежащего качества.
Сроки подачи претензии, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением услуг по Договору о реализации туристского продукта регулируются статьей 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Согласно требованиям данной статьи претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.
Необходимо иметь в виду, что туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор также отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами, в пределах своих обязанностей (полномочий).
Таким образом, лицом, к которому может быть предъявлена претензия в соответствии с новой редакцией Закона, является как туроператор, поскольку именно на него возложена ответственность за качество туристского продукта, так и турагент в рамках агентского соглашения с туроператором.
Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.
Содержание претензии может быть изложено в свободной форме, главное - чтобы присутствовало наименование туроператора, ФИО туриста, содержались основные причины вашего недовольства и факты, которыми это подтверждается, и четко указывались те требования, на удовлетворение которых вы рассчитываете. Только в этом случае можно надеяться на то, что ваша претензия будет рассмотрена туроператором и не вызовет дополнительных потерь времени на выяснение отсутствующих обстоятельств.
Претензия должна быть составлена в двух экземплярах, один из которых вручается представителю туроператора или направляется по почте в его адрес, а на втором делается отметка о его получении с указанием ФИО и должности лица, ее получившего, и даты получения (а в случае необходимости - и времени получения) или сохраняется почтовая квитанция об отправлении претензии.
Если по каким-либо причинам у вас отказываются принять письменную претензию, вы можете сделать об этом отметку в самой претензии и в тот же день отправить ее заказным письмом с уведомлением по адресу указанного туроператора. Если по истечении 10 дней вам не предоставлен ответ на заявленную претензию или в удовлетворении претензии вам отказано, хотя вы абсолютно уверены, что туроператор действует противозаконно, то вы вправе обратиться за защитой своих интересов в суд. Содержание претензии законодательством не определено, поэтому имеет произвольную форму. Любая претензия должна иметь под собой доказательную базу, которую также необходимо указать в обращении к организации, оказавшей услуги ненадлежащим образом, при этом вид доказательства зависит от обстоятельства, подлежащего доказыванию.
6.ВОПРОС: В январе забронировали в агентстве тур на июль, заключили договор, внесли сумму более 50%. Страховку от не вылета не брали. В этот же день нам сообщили, что бронь одобрена. Оставшуюся сумму мы должны внести не позднее, чем за 1 месяц до вылета. Сейчас хотим отказаться от тура. Можем ли мы рассчитывать на полное возмещение предоплаты?
ОТВЕТ: В соответствии с требованиями статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии полной оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Аналогичная норма содержится в статье 32 Закона о защите прав потребителей, согласно которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Таким образом, вы вправе требовать возврата уплаченной предоплаты, возместив агентству фактически понесенные им затраты.
В случае отсутствия добровольного урегулирования, спор между Вами и исполнителем услуг по Договору о реализации туристских услуг может быть разрешен исключительно в судебном порядке.
В силу положений части 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», для защиты законных интересов и возврата денежных средств Вы вправе подать иск в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. При этом потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
7.ВОПРОС: Имеет ли право турагентство заменять указанный в договоре отель на другой, даже если его категория выше?
ОТВЕТ: Нет. Отель является существенным условием договора на оказание туристских услуг. Турагент или туроператор не имеют законного права в одностороннем порядке изменять существенные условия договора, не получив согласия туриста. Согласно ст. 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии со ст. 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны только по соглашению сторон в письменном виде.
Турагент или туроператор, сообщая информацию о замене отеля (не важно, что категория та же или даже выше) непосредственно по прибытии в страну временного пребывания, нарушают ст. 6 и 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и ст. 8 и 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», т.к. лишают туриста права на своевременное предоставление необходимой и достоверной информации об услуге, которая обеспечивает возможность правильного выбора и ставит его в ситуацию вынужденного согласия.
Чтобы избежать подобного сюрприза, рекомендуем внимательно читать договор, который заключается с турфирмой. Если в нем содержится условие, «разрешающее» фирме замену отеля, требуйте, чтобы этот пункт был исключен из договора.
8. ВОПРОС: Услуги автошкол относятся к образовательным услугам?
ОТВЕТ: Да, услуги автошкол регулируются законодательством о защите прав потребителей и являются образовательными услугами.
9. ВОПРОС: Я просрочил микрозаём, на меня подают в суд. Что мне сделать?
ОТВЕТ: Микрофинансовые организации (МФО) обращаются в суд, когда заёмщик не выполняет условия заключённого договора. В этом случае лучше не избегать судебного процесса, так как решение могут вынести без вашего присутствия.
Во время рассмотрения дела попросите суд сделать перерасчёт долга, чтобы проверить, не завышен ли он. Даже если сумма окажется верной, то по закону вы вправе запросить снижение неустойки. Также можно воспользоваться статьёй 203 Гражданского процессуального кодекса и попросить отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.
10. ВОПРОС: Отказали в прикреплении к московской поликлинике, законно ли это?
ОТВЕТ: Отказ иногороднему пациенту в прикреплении к поликлинике является законным, если численность прикрепленного населения уже превышает нормативы.
Гражданину могут отказать в прикреплении к поликлинике, если он не проживает на территории обслуживания поликлиники, а загруженность всех врачебных участков превышает норматив, предусмотренный Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи.
Для получения консультаций и оказания правовой помощи при нарушении потребительских прав граждан потребители могут обращаться в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» расположенный по адресу: г. Мытищи, ул. Семашко, д. 2, каб.25, телефон: 8 (495)582-93-03.
Возврат к списку
Раздел не найден.
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты Федерального бюджетного учрежд...
Уважаемые посетители!
В связи с окончанием календарного года, испытательный...
Стартовал Всероссийский экологический диктант - ежегодный проект повышения уровня экологической ...
Уважаемые потребители!
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...
С 14 по 15 ноября 2024 г. в оздоровительном комплексе «Лужки» в г.о. Серпухове Московской области...
Информируем Вас, что Консультационный центр и ...
С 11 ноября 2024 года в субъектах Российской Федерации стартовала...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...
С 9 по 12 сентября 2024 года состоялась Спартакиада, посвященная Дню федерального государственного...
16 сентября стартует федеральная образовательная акция «Диктант здоровья» и продлится он до 21 сентября....
Роспотребнадзором установлены все 9 хозяйствующих субъектов, осуществлявших производство и ...
14 июня 2024 года в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» состоялось торжественное...
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" поздравляет Вас с Днём России!
Желаем...
Уважаемые жители Подмосковья!
Информируем Вас, что Консультационный центр...
С Днем Победы! Вечная слава героям! Вечная слава!
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...