К сожалению, качество приобретенных товаров и оказанных услуг не всегда устраивает потребителей, в результате чего их права нарушаются. Как разрешать подобные ситуации? Как защитить свои права?
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» определяет, что органом власти, призванным защищать интересы потребителей, является суд. Он также предусматривает возможность разрешения спорных ситуаций между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) в судебном или внесудебном порядке.
Таким образом, чтобы разрешить конфликт, возникший между вами и продавцом (изготовителем, исполнителем) товара (услуги), необязательно сразу обращаться в суд.
Вы можете обратиться непосредственно к продавцу (изготовителю, исполнителю) и предъявить требования о защите своих прав. Для этого необходимо грамотно составить и подать письменный документ – претензию.
Это и есть досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителей. Рассмотрим его более подробно.
Является ли обязательным досудебный порядок урегулирования споров?
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» не предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Он может быть установлен отдельными нормативно-правовыми актами, в которых указаны случаи, когда потребитель должен соблюсти претензионный порядок.
Так, претензию нужно подавать по вопросам урегулирования споров в отношении договоров об оказании услуг связи, перевозки пассажира и багажа внутренним водным транспортом и при заключении договоров о реализации туристского продукта.
Однако некоторые суды считают, что обязательный досудебный порядок по таким договорам не является обязательным. Так, Верховный Суд Российской Федерации не рекомендует устанавливать обязательный претензионный порядок в договорах с потребителями, утверждая, что это ущемляет их права, поскольку обращение с досудебной претензией является правом, а не обязанностью потребителя.
На практике каждый человек, столкнувшийся со спорной ситуацией, старается ее разрешить как можно быстрее. Досудебный порядок как раз позволяет быстро восстановить нарушенное право.
Еще одним существенным плюсом досудебного порядка является то, что он позволяет документально зафиксировать обстоятельства (заявления, ответы на них), которые могут оказаться полезными при рассмотрении спора в суде.
Итак, прежде чем обращаться в суд, сначала имеет смысл обратиться к продавцу или исполнителю с письменной претензией об устранении недостатков. Проанализируем, как правильно составить претензию, а также каким образом и в какие сроки передать ее продавцу.
Как написать претензию?
Законодательством РФ не предусмотрены правила написания претензий по защите прав потребителей, поэтому написать ее вы можете в произвольной форме.
В претензии необходимо указать:
1. Наименование продавца (исполнителя). Вы можете обратиться с претензией к продавцу (исполнителю), изготовителю или импортеру, их представителям (если они заключили договор с изготовителем (импортером) об удовлетворении требований потребителя по ненадлежащему качеству товара или результату работы).
2. Ваши данные. Обязательно укажите контактный телефон и адрес (почтовый или электронный) для ответа на претензию.
3. Информацию о приобретенном товаре (услуге).
4. Суть претензии. Подробно опишите, когда был обнаружен недостаток товара и в чем он проявляется, в чем выражаются нарушения условий оказания услуги (выполнения работы).
5. Требования. Обратите особое внимание к требованиям, которые вы будете предъявлять к продавцу (исполнителю). Они должны быть предусмотрены законодательством.
6. Перечень прилагаемых документов. Укажите в претензии, копии каких документов к ней прилагаются (кассовый или товарный чек, договор, гарантийный талон, акты, заключения и другие).
7. Дата и подпись. Обратите внимание, что претензию необходимо составить в двух экземплярах – для вас и для продавца (исполнителя).
Если вы обращаетесь с претензией относительно качества товара, то укажите:
Если вы обращаетесь с претензией относительно услуги (работы), то укажите:
Так, например, если вы обнаружили недостаток в товаре, то вправе требовать:
· обменять его на аналогичный товар;
· обменять его на иной (нужно учесть, что за более дорогой придется доплатить, а за более дешевый вам вернут разницу в стоимости);
· получить скидку на купленный товар;
· отремонтировать товар, а если уже сами произвели ремонт, то вправе потребовать за него компенсацию;
· вернуть товар и получить за него денежные средства.
Если выполненная услуга (работа) оказалась некачественной, вы вправе потребовать:
Как обратиться с претензией к продавцу/ исполнителю?
1. Вы можете вручить претензию лично представителю продавца или исполнителя. Важно: на втором экземпляре претензии, который останется у вас, попросите поставить отметку о получении (дату, фамилию, имя, отчество лица, принявшего ее, его должность, подпись, печать).
2. Также вы можете отправить претензию почтой. Важно: отправляйте претензию заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении адресату. Это будет являться доказательством того, какие именно документы вы отправили продавцу (исполнителю), а также того, что он ее получил.
Какие сроки предусмотрены для предъявления претензии?
Претензию по качеству товара можно предъявить в течение его гарантийного срока или срока годности. Этот период указан в документах, прилагаемых к товару или результату работ.
Если гарантийный срок товара составляет менее двух лет, и вы обнаружили недостатки в нем по его истечении, но в пределах двух лет, вы также вправе предъявить претензию продавцу (изготовителю), но только в том случае, если докажете, что недостатки товара возникли до его передачи вам.
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, вы можете предъявить претензию, если обнаружили недостатки в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам данного товара.
В какой срок претензия будет рассмотрена?
Срок рассмотрения претензии – 10 дней. Если ответ продавца не поступил в течение этого срока, то это приравнивается к отказу от выполнения ваших требований.
Когда обращаться в суд?
Если вы не получили письменный ответ продавца (исполнителя), получили отказ в удовлетворении требований или его ответ вас не устраивает, вы вправе обратиться за защитой своих прав в суд.
Обратите внимание: если продавец (исполнитель) не исполнил ваши требования добровольно на основании предъявленной ему претензии, то при рассмотрении дела в суде вы имеете право на взыскание компенсации.
Досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителей регулируют нормативно-правовые акты:
Возврат к списку
Раздел не найден.
Уважаемые потребители!
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...
С 14 по 15 ноября 2024 г. в оздоровительном комплексе «Лужки» в г.о. Серпухове Московской области...
На возникающие вопросы у всех участников товарооборота: от производства до торговли дать ответ призван...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...
С 9 по 12 сентября 2024 года состоялась Спартакиада, посвященная Дню федерального государственного...
16 сентября стартует федеральная образовательная акция «Диктант здоровья» и продлится он до 21 сентября....
Роспотребнадзором установлены все 9 хозяйствующих субъектов, осуществлявших производство и ...
14 июня 2024 года в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» состоялось торжественное...
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" поздравляет Вас с Днём России!
Желаем...
Уважаемые жители Подмосковья!
Информируем Вас, что Консультационный центр...
С Днем Победы! Вечная слава героям! Вечная слава!
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...
Уважаемые посетители!
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»...
Информируем Вас, что специалисты Центрального аппарата совместно с ...