ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» публикует ответы на часто возникающие вопросы, поступающие на «горячую линию».
1. ВОПРОС: Слышала, что есть такое понятие как «информационная безопасность», и даже был принят закон, защищающий детей от вредной информации. Так ли это?
ОТВЕТ: Да, Вы правы. Отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, регулируются Федеральным законом от 29.12.2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Преамбулой вышеуказанного закона определено, что информационная безопасность детей – состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
За нарушение указанного закона законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. ВОПРОС: Я слежу за своим питанием и поэтому всегда изучаю состав на упаковке продуктов. Скажите, такие ингредиенты как «ароматизаторы, идентичные натуральным» и просто «ароматизаторы», это одно и тоже?
ОТВЕТ: В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012г. №58, ароматизатор пищевой (ароматизатор) – продукт, не употребляемый человеком непосредственно в пищу, содержащий вкусоароматическое вещество или вкусоароматический препарат или термический технологический ароматизатор или коптильный ароматизатор или предшественники ароматизаторов или другие ароматизаторы (в состав которых входят другие компоненты, кроме выше перечисленных) или их смесь (вкусоароматическая часть), предназначенный для придания пищевой продукции аромата и (или) вкуса (за исключением сладкого, кислого и соленого) и (или) его модификации, с добавлением или без добавления пищевых добавок и пищевого сырья.
Натуральные источники вкусоароматических веществ (ароматизаторов) – растения (части растений), продукция животного происхождения, используемые в качестве вкусоароматического сырья при производстве ароматизаторов (вкусоароматических веществ, вкусоароматических препаратов).
Согласно требованиям к маркировке ароматизаторов, наименование ароматизатора(ов) может быть дополнено словом «натуральный(е)», если ароматизатор содержит только вкусоароматические препараты и (или) натуральные вкусоароматические вещества, полученные из натуральных исходных материалов (ч.2 ст. 9 ТР ТС 029/2012).
Использование в придуманном названии натурального ароматизатора указания на пищевую продукцию, вкус и аромат которой данный ароматизатор имеет, допускается только в тех случаях, когда вкусоароматическая часть ароматизатора выделена исключительно или не менее чем на 95% (по массе) из данной пищевой продукции.
3. ВОПРОС: На днях потребовал в продовольственном магазине книгу отзывов и предложений. Администратор магазин ответила, что ее нет, и иметь ее они не обязаны. Точно помню, что раньше такая книга была во всех магазинах. Прав ли администратор?
ОТВЕТ: В магазине Вам сообщили достоверную информацию. Действующие в настоящее время Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2463, требования об обязанности продавца иметь книгу отзывов и предложений, предоставляемой по первому требованию потребителя, действительно не содержат. Подобная норма содержалась в ранее действовавших (до 1 января 2021г.) Правилах продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г. N 55.
В настоящее время ее наличие является обязательным в отдельных сферах оказания услуг, что предусмотрено соответствующими правилами, регулирующими оказание конкретного вида услуг.
4. ВОПРОС: Зашла в книжный магазин и увидела на детских книгах возрастную маркировку. Стало интересно, на какие категории и по каким критериям делится печатная продукция для детей?
ОТВЕТ: Критерии классификации не только печатной (книжной) продукции, но и всей информационной продукции в целом, закреплены по возрастным категориям Федеральным законом от 29.12.2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон №436-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.6, ч.1 ст.12 Закона №436-ФЗ в целях защиты детей от вредного воздействия информационная продукция подразделяется на следующие категории:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста 6 лет (знак информационной продукции – 0+);
2) информационная продукция для детей, достигших возраста 6 лет (знак информационной продукции – 6+ и (или) текстовое предупреждение в виде словосочетания «для детей старше шести лет»);
3) информационная продукция для детей, достигших возраста 12 лет (знак информационной продукции: 12+ и (или) текстовое предупреждение «для детей старше 12 лет»);
4) информационная продукция для детей, достигших возраста 16 лет (знак информационной продукции: 16+ и (или) текстовое предупреждение «для детей старше 16 лет»);
5) информационная продукция, запрещенная для детей (знак информационной продукции: 18+ и (или) текстовое предупреждение «запрещено для детей»).
При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию.
5. ВОПРОС: Никогда не обращала внимания, а вчера увидела на одном из маркетплейсов в продаже золотые женские украшения с драгоценными камнями (серьги). Неужели разрешена дистанционная торговля ювелирными изделиями?
ОТВЕТ: Да. В соответствии с п.51 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2463, на территории Российской Федерации допускается продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом продажи товара.
6. ОПРОС: Недавно ходила в парикмахерскую на окраску волос, в процессе нанесения красителя на коже головы у меня возникли покраснения и зуд. Обязан ли парикмахер проводить клиентам тест на аллергическую реакцию применяемой краски для окрашивания волос?
ОТВЕТ: Да, конечно. Согласно п.19 Правил бытового обслуживания населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.09.2020г. №1514, при оказании парикмахерских услуг перед работой с каждым новым потребителем лицо, оказывающее услугу, обязано вымыть руки с мылом или средством, используемым в качестве мыла. При химической завивке и окраске волос лицо, оказывающее услугу, обязано сделать потребителю биологическую пробу на чувствительность в соответствии с условиями применения и предупреждениями, указанными на этикетке или в инструкции к используемой парфюмерно-косметической продукции.
7. ВОПРОС: При получении пуховика из химчистки обнаружил, что была испорчена фурнитура, а пятна на рукаве до конца не отстираны. Какие требования в таком случае я могу предъявить химчистке?
ОТВЕТ: Согласно ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) потребитель, при обнаружении недостатков оказанной услуги, вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанных услуг, соответствующего уменьшения цены оказанных услуг, или же отказаться от исполнения договора об оказании услуги, потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
Пунктом 10 Правил бытового обслуживания населения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2020г. №1514, установлено, что при оказании услуг (выполнении работ) с материалом (вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование.
Согласно п. 1 ст. 35 Закона о защите прав потребителей, в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества – возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем. Цена материала (вещи), передаваемого исполнителю, определяется в договоре о выполнении работы или в ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение.
Вместе с тем, исполнитель может быть освобожден от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя, если потребитель был предупрежден исполнителем об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение) либо если указанные свойства материала (вещи) не могли быть обнаружены при надлежащей приемке исполнителем этого материала (вещи).
8. ВОПРОС: Недавно узнал, что в настоящее время при заключении кредитного договора банки должны как-то отдельно информировать о дополнительных услугах. Так ли это?
ОТВЕТ: Да, действительно, с 21.01.2024г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21.12.2013г. №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» при предоставлении потребительского кредита (займа) должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа), содержащее согласие заемщика на предоставление услуг (работ, товаров), в том числе по договорам страхования.
В соответствии с п.2 ст. 7 вышеуказанного закона, заявление должно быть оформлено по установленной форме. Оно должно содержать согласие заемщика на предоставление ему дополнительных услуг (работ, товаров) с указанием их стоимости, предлагаемых за отдельную плату, а также содержать информацию о возможности заемщика согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату таких дополнительных услуг (работ, товаров).
Проставление кредитной или микрофинансовой организацией (кредитором) отметок о согласии либо выражение за заемщика согласия на предоставление ему дополнительных услуг (работ, товаров) или формирование условий, предполагающих изначальное согласие заемщика на предоставление ему дополнительных услуг (работ, товаров), не допускается.
9. ВОПРОС: Многие собственники нашего многоквартирного дома (далее – МКД) были «неприятно удивлены» суммами в платежных документах за содержание и ремонт общего имущества МКД. Мы хотели бы узнать у управляющей компании, что было сделано, когда и в каком объеме? Вправе ли мы запросить данную информацию, и в какой срок УК должна нам предоставить ответ?
ОТВЕТ: В соответствии с п.40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, собственники помещений в соответствии с условиями договора управления МКД с управляющей организацией вправе получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен.
10. ВОПРОС: Решила сменить оператора связи и сохранить свой номер мобильного телефона. В случае если мне не подойдут условия нового оператора связи, могу я отказаться от поданной заявки и вернуться к прежнему оператору?
ОТВЕТ: Да, можете. Согласно п.148 Правил оказания услуг телефонной связи, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2014г. №1342, перенесение абонентского номера отменяется при подаче абонентом заявления об отказе от перенесения абонентского номера любому из двух операторов.
Перенесение абонентского номера может быть отменено не позднее чем за 2 дня до даты начала оказания услуг оператором, в сеть которого осуществляется перенесение Вашего номера.
Дата начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи новым оператором (оператором-реципиентом) не может быть ранее 8-го дня для абонента - физического лица.
Таким образом, у вас есть шесть дней с момента подачи заявления, чтобы принять окончательное решение. Если Вы передумаете переносить номер телефона, то можете об этом сообщить либо оператору связи, из сети которого осуществляется перенесение абонентского номера, либо оператору, в сеть которого Вы планировали перейти.
Для получения консультаций и оказания правовой помощи при нарушении потребительских прав граждан потребители могут обращаться в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» расположенный по адресу: г. Мытищи, ул. Семашко, д. 2, каб.25, предварительно записавшись по телефону: 8 (495)582-93-03.
Возврат к списку
Раздел не найден.
С 14 по 15 ноября 2024 г. в оздоровительном комплексе «Лужки» в г.о. Серпухове Московской области...
Уважаемые потребители!
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...
С 9 по 12 сентября 2024 года состоялась Спартакиада, посвященная Дню федерального государственного...
16 сентября стартует федеральная образовательная акция «Диктант здоровья» и продлится он до 21 сентября....
Роспотребнадзором установлены все 9 хозяйствующих субъектов, осуществлявших производство и ...
14 июня 2024 года в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» состоялось торжественное...
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" поздравляет Вас с Днём России!
Желаем...
Уважаемые жители Подмосковья!
Информируем Вас, что Консультационный центр...
С Днем Победы! Вечная слава героям! Вечная слава!
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...
Уважаемые посетители!
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»...
Информируем Вас, что специалисты Центрального аппарата совместно с ...