В магазине собиралась оплатить покупку картой Сбербанка, требующей ввода ПИН- кода для проведения оплаты, но продавец потребовал от меня предъявления паспорта. Документа с собой не имелось, в итоге обслуживать меня отказались, и я осталась без покупок. Прав ли продавец и всегда ли в таких ситуациях требуется предъявление паспорта;
Оплату покупок в магазине возможно совершить наличными средствами либо в форме безналичного расчёта. Безналичный расчет осуществляется путем списания денежных средств со счета плательщика на счет получателя, то есть эта операция осуществляется без участия наличных средств. Таким образом оплата банковской картой относится к безналичным расчетам (статья 861 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ. В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ» (далее – Закон №86-ФЗ) правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов устанавливаются Банком России и регулируются Положением о безналичных расчетах в РФ от 03.10.2002. Положением о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ от 01.04.2003, утвержденным Центробанком РФ. В данных положениях не содержится упоминайте о том, что при осуществлении расчета в тортовых организациях банковской картой требуется предъявление документа, удостоверяющего личность. Таким образом, законодательством РФ не установлено обязательного требования о предъявлении паспорта и невыполнение этого условия не может служить отказом в обслуживании.
В случае если принадлежность карты именно к вам вызвала у продавца сомнение, он вправе попросить, чтобы вы предъявили паспорт. Основанием для этого будут служить статьи 309 и 312 ГК РФ, которые предусматривают требование доказательств того, что исполнение осуществляется надлежащим лицом. В случае если вы ввели ПИН- код, но не соглашаетесь предъявить документ, удостоверяющий личность, продавец может отказать вам в проведении операции по вашей нарте.
Кроме того, следует обращать внимание на Правила платежной системы банковских карт, с условиями которых вы соглашаетесь при получении карты. Они могут содержать положения о том. каким образом осуществляется оплата: только при наличии документа, удостоверяющего личность; для совершения операции в целях подтверждения личности владельца карты достаточно ввести ПИН- код.
Довольно часто сталкиваюсь с ситуацией, когда в магазинах, палатках, метрополитене не принимают мелочь или слегка поврежденные купюры. Имеют ли продавцы право отказываться от принятия таких купюр и монет номиналом 1, 5 и 10 копеек?
Согласно статье 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством. Один рубль состоит из 100 копеек. В статье 30 Закона № 86-ФЗ сказано, что банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей. Исходя из этого следует, что продавец не имеет права отказаться от принятия монет номиналом 1, 5 или 10 копеек, поскольку они составляют рубль, который является официальной денежной единицей РФ.
Отказ продавца от принятия денег является нарушением, в данном случае налицо несоблюдение статьи 30 Закона № 86-ФЗ. А в соответствии со статьей 13 Закона РФ «0 защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Что касается поврежденных купюр, то Указание ЦБ РФ от 26.12.2006 № 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России» устанавливает определенные признаки платежеспособности поврежденных банкнот. Согласно пункту 1 данного Указания платежеспособными являются банкноты, имеющие повреждения следующего характера: грязные, изношенные, надорванные; имеющие потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов; утратившие углы, края.
Следовательно, если вы предъявите к оплате купюры, имеющие повреждения такого характера, то продавец также не имеет права отказать вам в их принятии.
Приобретая в магазине товар, предъявила для оплаты крупную купюру. Продавец сказал, что у него нет сдачи, и предложил либо совершить дополнительную покупку, либо самостоятельно разменять где-нибудь деньги. Ни один из предложенных вариантов меня не устроил, в результате чего мне было отказано в покупке. Законны ли действия продавца?
Начнем с того, что продавец не вправе вам отказывать в покупке, так как в соответствии со ст. 426 ГК РФ договор купли-продажи является публичным, а значит, действует в отношении каждого, кто совершает покупку. Отказ от заключения публичного договора не допускается, в противном случае на основании п. 4 ст. 445 ГК РФ покупатель имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные таким отказом убытки. Иными словами, если вы подадите в суд на продавца, который по какой-либо причине отказал вам в продаже товара, продавец обязан выплатить вам компенсацию за свой отказ.
Неважно, купюру какого достоинства вы предъявляете к оплате. Сдача у продавца всегда должна быть в наличии. В п. 3.8.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением прописано, что директор (либо его заместитель, администратор) обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в количестве, необходимом для расчета с покупателями.
В вашем случае, когда сдачи все же не оказалось, продавец не имел права склонять вас к дополнительной покупке или к самостоятельному размену денег. Так, письмом от 17.03.1994 № 1-314/32-9, утвержденным Комитетом РФ по торговле, установлен п. 38 Примерных правил работы предприятий розничного рынка, который запрещает предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать самостоятельного размена денег. В данной ситуации вы можете обратиться к продавцу с письменной жалобой, описать в ней произошедшую ситуацию, после чего смело обращаться в Роспотребнадзор с письменным заявлением, которое рассмотрят в течение 30 дней.
Возврат к списку
Раздел не найден.
Уважаемые потребители!
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...
С 14 по 15 ноября 2024 г. в оздоровительном комплексе «Лужки» в г.о. Серпухове Московской области...
На возникающие вопросы у всех участников товарооборота: от производства до торговли дать ответ призван...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...
С 9 по 12 сентября 2024 года состоялась Спартакиада, посвященная Дню федерального государственного...
16 сентября стартует федеральная образовательная акция «Диктант здоровья» и продлится он до 21 сентября....
Роспотребнадзором установлены все 9 хозяйствующих субъектов, осуществлявших производство и ...
14 июня 2024 года в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» состоялось торжественное...
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" поздравляет Вас с Днём России!
Желаем...
Уважаемые жители Подмосковья!
Информируем Вас, что Консультационный центр...
С Днем Победы! Вечная слава героям! Вечная слава!
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...
Уважаемые посетители!
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»...
Информируем Вас, что специалисты Центрального аппарата совместно с ...