Московская область, город Мытищи, улица Семашко, дом 2. Тел. 8 (495) 586-12-11

Инфотека

24.04.2023

П А М Я Т К А Потребителям о цифровой финансовой грамотности

«Справедливые цифровые финансовые услуги»

«Fair Digital Finance» - «Справедливые цифровые финансовые услуги» - девиз Всемирного дня защиты прав потребителей» в 2022 году, который традиционно отмечается 15 марта.

В настоящее время цифровая финансовая грамотность – необходимое условие обеспечения финансового благосостояния потребителя.

Цифровизация (развитие цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг) все больше затрагивает финансовую жизнь людей.

Как связаны цифровая грамотность и финансовое поведение.

Уровень цифровой грамотности у пользователей финансовых услуг выше, чем в среднем по стране.

Цифровые технологии в финансовой сфере востребованы: 67% клиентов финансовых компаний используют для получения финансовых услуг цифровые технологии

финансовая грамотность.png

Цифровизация помогает стать более финансово грамотным: более половины пользователей финансовых услуг  считают, что использование цифровых способов управления личными финансами повысило бы их умение распоряжаться деньгами

 Пользователи высоко оценивает эффективность цифровых способов управления и учета личных финансов по сравнению с традиционными.

Цифровые финансовые услуги – это широкий спектр финансовых услуг, доступных и предоставляемых по цифровым каналам, включая платежи, кредиты, сбережения, денежные переводы и  страхование.

Цифровые финансовые услуги   включают в себя мобильные финансовые услуги.  Потребители все чаще пользуются финансовыми услугами дома или в дороге.

Наиболее быстрорастущий сегмент – мобильный банкинг (удаленное управление банковскими счетами).

За счет развития цифровых технологий расширяется спрос на финансовые услуги со стороны групп населения, раньше не имевших к ним доступа.

Цифровизация финансовых услуг позволяет сократить их стоимость, цифровые каналы повышают доступность финансовых услуг.

К  положительным последствиям распространения цифровых финансовых услуг эксперты относят следующие:

• Увеличение финансовой доступности – доступ к финансовым услугам получают те, кто ранее не мог пользоваться банковскими услугами в отделении.

• Более быстрое и своевременное совершение необходимых транзакций, не зависящее от опыта пользования финансовыми услугами.

• Предоставление финансовых услуг, отвечающих потребностям потребителя и способствующих накоплению позитивного опыта их использования.

• Расширение возможностей продуктивного взаимодействия поставщиков финансовых услуг и потребителей за счет возможностей

цифровой среды.

• Расширение числа поставщиков финансовых услуг и – как следствие – рост конкуренции, способствующей повышению качества предлагаемых потребителю услуг.

Цифровой наджинг (подсказки, напоминания, подталкивание)

 

Цифровые технологии расширяют возможности по применению регулирования, которое не ограничивает провайдера цифровых финансовых услуг или потребителя, а подталкивают потребителя к ответственному и финансово грамотному поведению.

Примерами инструментов цифрового наджинга могут быть:

a) Мобильные приложения, облегчающие контроль за своими расходами, планирование бюджета и достижение финансовых целей.

б) Сервисы, позволяющие потребителю лучше контролировать свое поведение, ограничивая поведенческие искажения (импульсивность,

зависимость от мнения окружающих, переоценка текущих выгод, издержек по сравнению с будущими)

К наджинговым сервисам относятся в частности:

- автоматические платежи по кредитам или автоматическая оплата услуг ЖКХ, позволяющие потребителю соблюдать финансовую дисциплину; 

- возможность установить автоматическое перечисление части поступивших на  счет средств на  специальный сберегательный счет.  

Подобные сервисы  предоставляют многие крупные российские банки.

Финансовая грамотность в условиях цифровизации: основные риски и управление ими.

финансовая грамотность3.jpg

Отдельной важной задачей является оценка эффективности существующих программ повышения цифровой финансовой грамотности   и выявление наиболее эффективных и результативных программ, требующих дальнейшего распространения.

Три четверти пользователей  считают, что использование цифровых способов управления финансами делает финансовые операции менее осязаемыми, т. к. человек не видит реальных наличных денег.

О сложностях пользования цифровыми финансовыми услугами заявил каждый десятый пользователь. Самые главные затруднения были вызваны недостаточной понятностью порядка действий, очередности операций

 Совершенно очевидно, что если мы, повышаем финансовую доступность, то необходимо  одновременно повышать финансовую грамотность.  

Для стимулирования роста цифровой финансовой грамотности населения требуется решить следующие задачи:

a) Развитие инициатив по обучению элементам цифровой финансовой грамотности в рамках существующих образовательных программ (в т.ч. для людей с ограниченным доступом к цифровым финансовым услугам).

б) Использование цифровых технологий для повышения эффективности обучения, включая запуск дистанционных курсов, разработку обучающих тренажеров, геймификацию обучения (внедрение игровых форм).

в) Разработка рамки цифровых финансовых компетенций – ее составляющими могут стать:

- знание цифровых финансовых услуг, включая: платежные средства (электронные деньги и др.), управление активами (мобильный банк

и др.); альтернативные формы финансирования (краудфандинг и др.);

- умение управлять цифровыми финансовыми рисками, а также владение навыками «цифровой гигиены» (включая навыки безопасного пользования Интернетом и электронной почтой, мобильными приложениями, а также безопасного хранения паролей, PIN-кодов и других персональных данных; навыки сравнений условий разных цифровых услуг и проверка информации об их поставщиках);

- знание прав и обязанностей потребителя цифровых финансовых услуг и процедуры возмещения ущерба (включая знание последствий подписания документов цифровой подписью и умение составить обращение в соответствующий орган в случае нарушения прав);

 Цифровая бизнес этика

Еще одним инструментом снижения рисков, вызванных недобросовестным поведением финансовых компаний, может стать разработка этических стандартов ведения бизнеса в его цифровой составляющей. Как показано выше, компании обладают большим объемом данных о потребителе, что в сочетании с несовершенством регулирования может приводить к ущемлению прав потребителей цифровых финансовых услуг и дискриминации. Выходом может стать саморегулирование компаний и выработка (при участии государства и профессионального сообщества в сфере финансовой грамотности) лучших практик оказания цифровых финансовых услуг и принципов ответственного и этичного ведения цифрового бизнеса.  

Вывод: Цифровизация финансовых услуг – это и новые возможности, и дополнительные риски для  потребителя.

В настоящее время цифровая финансовая грамотность – необходимое, но недостаточное условие обеспечения финансового благосостояния потребителя. Поиск баланса между финансовой доступностью и защитой прав потребителей финансовых услуг – сложная задача, требующая координации различных сегментов профессионального сообщества в сфере финансовой грамотности.



Возврат к списку

Раздел не найден.

Семинар-совещание по теме «Статистическая отчетность лабораторных исследований. Типовые ошибки. Подготовка годового отчета за 2024 год»
20.11.2024
Семинар-совещание по теме «Статистическая отчетность лабораторных исследований. Типовые ошибки. Подготовка годового отчета за 2024 год»

С 14 по 15 ноября 2024 г. в оздоровительном комплексе «Лужки» в г.о. Серпухове Московской области...

Подробнее
Анонс «Горячей линии» по вопросам о цифровой маркировке товаров, приуроченная ко Всемирному дню качества
11.11.2024
Анонс «Горячей линии» по вопросам о цифровой маркировке товаров, приуроченная ко Всемирному дню качества

На возникающие вопросы у всех участников товарооборота: от производства до торговли дать ответ призван...

Подробнее
Анонс «Горячей линии» по профилактике гриппа и ОРВИ в 2024 году
24.09.2024
Анонс «Горячей линии» по профилактике гриппа и ОРВИ в 2024 году

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...

Подробнее
Анонс «Горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг
23.09.2024
Анонс «Горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
Спартакиада 2024
18.09.2024
Спартакиада 2024

С 9 по 12 сентября 2024 года состоялась Спартакиада, посвященная Дню федерального государственного...

Подробнее
16 сентября стартует федеральная образовательная акция «Диктант здоровья»
04.09.2024
16 сентября стартует федеральная образовательная акция «Диктант здоровья»

16 сентября стартует федеральная образовательная акция «Диктант здоровья» и продлится он до 21 сентября....

Подробнее
"Горячая линия" Качество и безопасность детских товаров, школьных принадлежностей
12.08.2024
"Горячая линия" Качество и безопасность детских товаров, школьных принадлежностей

Уважаемые потребители!


Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
Анонс "Горячей линии" о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг
05.07.2024
Анонс "Горячей линии" о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...

Подробнее
Роспотребнадзором выявлены поставщики и производители опасной пищевой продукции, их деятельность приостановлена, опасная продукция изъята из оборота
19.06.2024
Роспотребнадзором выявлены поставщики и производители опасной пищевой продукции, их деятельность приостановлена, опасная продукция изъята из оборота

Роспотребнадзором установлены все 9 хозяйствующих субъектов, осуществлявших производство и ...

Подробнее
Состоялось торжественное мероприятие, посвящённое Дню медицинского работника
14.06.2024
Состоялось торжественное мероприятие, посвящённое Дню медицинского работника

14 июня 2024 года в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» состоялось торжественное...

Подробнее
12 июня - День России!
05.06.2024
12 июня - День России!

ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" поздравляет Вас с Днём России!

Желаем...

Подробнее
"Горячая линия"  по актуальным вопросам защиты прав потребителей туристских услуг
27.05.2024
"Горячая линия" по актуальным вопросам защиты прав потребителей туристских услуг

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
"Горячая линия" по вопросам детского отдыха
08.05.2024
"Горячая линия" по вопросам детского отдыха

Уважаемые жители Подмосковья!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр...

Подробнее
Возложение цветов к мемориальному комплексу «Вечный огонь» коллективами Управления Роспотребнадзора по Московской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»
08.05.2024
Возложение цветов к мемориальному комплексу «Вечный огонь» коллективами Управления Роспотребнадзора по Московской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»

С Днем Победы!
Вечная слава героям!
Вечная слава!

Подробнее
"Горячая линия" по профилактике клещевого энцефалита
27.04.2024
"Горячая линия" по профилактике клещевого энцефалита

Уважаемые жители Подмосковья!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
График приема образцов в мае 2024 года
26.04.2024
График приема образцов в мае 2024 года

Уважаемые посетители!

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»...

Подробнее
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике в рамках всемирной недели иммунизации
22.04.2024
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике в рамках всемирной недели иммунизации

Уважаемые жители Подмосковья!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике
12.04.2024
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике

Уважаемые жители Подмосковья!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
«Горячая линия» по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях
30.03.2024
«Горячая линия» по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что специалисты Центрального аппарата совместно с ...

Подробнее
О проведении "Горячей линии" в рамках Всемирного дня борьбы с туберкулезом в 2024 году.
22.03.2024
О проведении "Горячей линии" в рамках Всемирного дня борьбы с туберкулезом в 2024 году.

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
Семинар-совещание по теме «Статистическая отчетность лабораторных исследований. Типовые ошибки. Подготовка годового отчета за 2024 год»
20.11.2024
Семинар-совещание по теме «Статистическая отчетность лабораторных исследований. Типовые ошибки. Подготовка годового отчета за 2024 год»

С 14 по 15 ноября 2024 г. в оздоровительном комплексе «Лужки» в г.о. Серпухове Московской области...

Подробнее
Анонс «Горячей линии» по вопросам о цифровой маркировке товаров, приуроченная ко Всемирному дню качества
11.11.2024
Анонс «Горячей линии» по вопросам о цифровой маркировке товаров, приуроченная ко Всемирному дню качества

На возникающие вопросы у всех участников товарооборота: от производства до торговли дать ответ призван...

Подробнее
Анонс «Горячей линии» по профилактике гриппа и ОРВИ в 2024 году
24.09.2024
Анонс «Горячей линии» по профилактике гриппа и ОРВИ в 2024 году

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...

Подробнее
Анонс «Горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг
23.09.2024
Анонс «Горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее