Московская область, город Мытищи, улица Семашко, дом 2. Тел. 8 (495) 586-12-11

Инфотека

04.04.2023

Как победить мисселинг?

мисселинг.jpg

Многие сталкивались с мисселингом, даже не зная о существовании этого термина. Типичный пример: человек зашел в банк открыть вклад, а вышел с кредитной картой, брокерским счетом и полисом страхования жизни. Навязывание ненужных услуг встречается во всех финансовых организациях. Рассказываем, как распознать мисселинг и защитить себя от обмана.

Что такое мисселинг

Термин «мисселинг» (misselling) означает продажу одного финансового продукта под видом другого. Это не мошенничество в прямом понимании. Клиент действительно получает услугу, за которую платит. Проблема в том, что она ему не нужна. Продавец вводит покупателя в заблуждение, говоря, что продукты аналогичные, и умалчивает о существенных отличиях. Также часто встречается ситуация, когда клиента убеждают в необходимости оформления услуги и вынуждают оплачивать ненужные опции.

Часто мисселинг путают с активными продажами, когда клиенту предлагают оформить дополнительные товары и услуги. Например, при покупке бытовой техники менеджер может рекламировать также страховку, расширенную гарантию или рассрочку. Если продавец прямо говорит о дополнительной услуге и дает о ней полную информацию, в этом нет ничего плохого.

Отличие мисселинга в том, что клиента вводят в заблуждение, выдавая один продукт за другой. Если снова взять пример с бытовой техникой, продавец убеждал бы покупателя, что холодильник — почти то же самое, что и пылесос. В реальности такая ситуация невозможна, потому что все способны отличить эти предметы друг от друга. Но на финансовом рынке ситуация иная. Многие люди не ориентируются в сложных продуктах и услугах, тем более что руками их не потрогать. Этим и пользуются недобросовестные продавцы.

Где встречается мисселинг

Мисселинг распространен на финансовом рынке. Мало кто хорошо ориентируется в товарах и услугах, которые предлагают кредитные и страховые организации. Полное описание условий сделки есть только в договоре. Обычно это документ с множеством страниц мелким шрифтом, понять который без опыта сложно. Люди просто подписывают его, доверяясь словам продавца, и оказываются обманутыми.

Банк России ведет собственную статистику мисселинга, основываясь на поступивших жалобах. По данным регулятора, проблема чаще всего встречается:

·         в банках;

·         в страховых компаниях;

·         у профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров);

·         в управляющих компаниях, предлагающих ПИФ и НПФ.

Банки в этом списке лидируют с отрывом — на них приходится больше половины жалоб. При этом они навязывают клиентам не собственные продукты, а страховки и инвестиционные услуги. Чаще всего это:

·         ИСЖ (инвестиционное страхование жизни);

·         НСЖ (накопительное страхование жизни);

·         ПИФ (паевые инвестиционные фонды);

·         услуги доверительного управляющего;

·         услуги брокера.

Объясняется это довольно просто. У многих крупных банков есть дочерние страховые компании, услуги которых нужно продавать. Сотрудникам ставят планы, от которых зависят зарплаты и премии. Но людей, которые обращаются в банк, страховки и инвестиции обычно не интересуют. Поэтому и возникает мисселинг, когда клиента вынуждают оформить нужный продавцу продукт любым способом.

На практике это выглядит так. Человек обращается в банк, чтобы открыть вклад. Менеджер говорит, что проценты по ним сейчас очень низкие, и есть аналог с более выгодными условиями. Дальше озвучиваются расчеты, чтобы продемонстрировать высокую доходность. В результате клиент выходит из банка с оформленным инвестиционным страхованием жизни. Он уверен, что это тот же вклад, только лучше, и не знает об особенностях и ограничениях продукта.

Люди не ожидают, что сотрудники банка могут их обмануть. Многие готовы выслушать рекламу дополнительных услуг и спокойно отказываются от ненужных. Но о мисселинге знают не все, поэтому принимают слова менеджеров за правду и не ищут их письменного подтверждения в договоре.

Как защитить себя

Единственный способ не стать жертвой обмана — внимательно изучать условия договора до его подписания. Сотрудники финансовых организаций могут обещать высокую доходность, бесплатное обслуживание или другие выгодные условия. Но слова не имеют юридической силы. Важно только то, что написано в договоре и закреплено подписями.

При подписании договора обращают внимание на:

·         название организации. Если человек обратился в банк, должно быть указано именно его наименование, а не другая компания;

·         название финансового продукта;

·         срок действия договора;

·         условия расторжения;

·         процентная ставка, если подразумевается получение дохода.

Важно прочитать все условия, даже если они написаны в сносках мелким шрифтом. Когда что-то непонятно, нужно задать вопрос представителю организации.

Хороший способ обезопасить себя — изучить условия заранее на сайте компании. Кредитные и страховые организации публикуют информацию о финансовых продуктах, включая тарифы и подробные условия обслуживания.

Что делать, если столкнулся с мисселингом

Мисселинг — не мошенничество в прямом смысле слова. Клиент добровольно подписывает договор и получает оплаченную услугу. Полиция не видит в такой ситуации состава преступления, а доказать, что сотрудники банка ввели в заблуждение, очень сложно. Если человек столкнулся с мисселингом, в первую очередь нужно постараться вернуть деньги:

·         если 2 недели еще не прошло, можно воспользоваться «периодом охлаждения». Он действует для большинства страховых продуктов. В течение 14 дней разрешено расторгнуть договор и забрать деньги по любой причине;

·         если прошло больше 2 недель, нужно изучить договор. В нем должны быть указаны условия расторжения. Чаще всего вернуть всю сумму не удастся, ведь услуга уже оказана. Но по некоторым страховым продуктам можно получить возврат пропорционально неиспользованному сроку.

Если компания отказывается возвращать деньги, стоит обратиться с жалобой в Банк России. Сделать это можно разными способами: написать обращение на сайте или в чате приложения, позвонить на горячую линию. Также обращения принимает финансовый омбудсмен. Он занимается досудебным урегулированием споров с финансовыми организациями.



Возврат к списку

Раздел не найден.

«Горячая линия» по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, посвященной Всемирному Дню борьбы со СПИДом.
22.11.2024
«Горячая линия» по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, посвященной Всемирному Дню борьбы со СПИДом.

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
Семинар-совещание по теме «Статистическая отчетность лабораторных исследований. Типовые ошибки. Подготовка годового отчета за 2024 год»
20.11.2024
Семинар-совещание по теме «Статистическая отчетность лабораторных исследований. Типовые ошибки. Подготовка годового отчета за 2024 год»

С 14 по 15 ноября 2024 г. в оздоровительном комплексе «Лужки» в г.о. Серпухове Московской области...

Подробнее
Анонс «Горячей линии» по вопросам о цифровой маркировке товаров, приуроченная ко Всемирному дню качества
11.11.2024
Анонс «Горячей линии» по вопросам о цифровой маркировке товаров, приуроченная ко Всемирному дню качества

На возникающие вопросы у всех участников товарооборота: от производства до торговли дать ответ призван...

Подробнее
Анонс «Горячей линии» по профилактике гриппа и ОРВИ в 2024 году
24.09.2024
Анонс «Горячей линии» по профилактике гриппа и ОРВИ в 2024 году

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...

Подробнее
Анонс «Горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг
23.09.2024
Анонс «Горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
Спартакиада 2024
18.09.2024
Спартакиада 2024

С 9 по 12 сентября 2024 года состоялась Спартакиада, посвященная Дню федерального государственного...

Подробнее
16 сентября стартует федеральная образовательная акция «Диктант здоровья»
04.09.2024
16 сентября стартует федеральная образовательная акция «Диктант здоровья»

16 сентября стартует федеральная образовательная акция «Диктант здоровья» и продлится он до 21 сентября....

Подробнее
"Горячая линия" Качество и безопасность детских товаров, школьных принадлежностей
12.08.2024
"Горячая линия" Качество и безопасность детских товаров, школьных принадлежностей

Уважаемые потребители!


Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
Анонс "Горячей линии" о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг
05.07.2024
Анонс "Горячей линии" о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...

Подробнее
Роспотребнадзором выявлены поставщики и производители опасной пищевой продукции, их деятельность приостановлена, опасная продукция изъята из оборота
19.06.2024
Роспотребнадзором выявлены поставщики и производители опасной пищевой продукции, их деятельность приостановлена, опасная продукция изъята из оборота

Роспотребнадзором установлены все 9 хозяйствующих субъектов, осуществлявших производство и ...

Подробнее
Состоялось торжественное мероприятие, посвящённое Дню медицинского работника
14.06.2024
Состоялось торжественное мероприятие, посвящённое Дню медицинского работника

14 июня 2024 года в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» состоялось торжественное...

Подробнее
12 июня - День России!
05.06.2024
12 июня - День России!

ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" поздравляет Вас с Днём России!

Желаем...

Подробнее
"Горячая линия"  по актуальным вопросам защиты прав потребителей туристских услуг
27.05.2024
"Горячая линия" по актуальным вопросам защиты прав потребителей туристских услуг

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
"Горячая линия" по вопросам детского отдыха
08.05.2024
"Горячая линия" по вопросам детского отдыха

Уважаемые жители Подмосковья!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр...

Подробнее
Возложение цветов к мемориальному комплексу «Вечный огонь» коллективами Управления Роспотребнадзора по Московской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»
08.05.2024
Возложение цветов к мемориальному комплексу «Вечный огонь» коллективами Управления Роспотребнадзора по Московской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»

С Днем Победы!
Вечная слава героям!
Вечная слава!

Подробнее
"Горячая линия" по профилактике клещевого энцефалита
27.04.2024
"Горячая линия" по профилактике клещевого энцефалита

Уважаемые жители Подмосковья!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
График приема образцов в мае 2024 года
26.04.2024
График приема образцов в мае 2024 года

Уважаемые посетители!

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»...

Подробнее
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике в рамках всемирной недели иммунизации
22.04.2024
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике в рамках всемирной недели иммунизации

Уважаемые жители Подмосковья!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике
12.04.2024
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике

Уважаемые жители Подмосковья!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
«Горячая линия» по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях
30.03.2024
«Горячая линия» по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что специалисты Центрального аппарата совместно с ...

Подробнее
«Горячая линия» по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, посвященной Всемирному Дню борьбы со СПИДом.
22.11.2024
«Горячая линия» по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, посвященной Всемирному Дню борьбы со СПИДом.

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
Семинар-совещание по теме «Статистическая отчетность лабораторных исследований. Типовые ошибки. Подготовка годового отчета за 2024 год»
20.11.2024
Семинар-совещание по теме «Статистическая отчетность лабораторных исследований. Типовые ошибки. Подготовка годового отчета за 2024 год»

С 14 по 15 ноября 2024 г. в оздоровительном комплексе «Лужки» в г.о. Серпухове Московской области...

Подробнее
Анонс «Горячей линии» по вопросам о цифровой маркировке товаров, приуроченная ко Всемирному дню качества
11.11.2024
Анонс «Горячей линии» по вопросам о цифровой маркировке товаров, приуроченная ко Всемирному дню качества

На возникающие вопросы у всех участников товарооборота: от производства до торговли дать ответ призван...

Подробнее
Анонс «Горячей линии» по профилактике гриппа и ОРВИ в 2024 году
24.09.2024
Анонс «Горячей линии» по профилактике гриппа и ОРВИ в 2024 году

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...

Подробнее